Марк Фельдман
* *
*
«Британской музы небылицы»,
Что гарвардский пленяют ум,
Мне скучны, как поэтов лица
В постмодернизме наобум:
Без рифмы, даже без размера,
Зато, как хочешь, понимай
Метафор ряд надуто серый
С претензиями через край.
И понимает каждый встречный,
Что модернист предельно пуст
И по нему не плачет вечность
И не читает наизусть.
* * *
И, значит,
нам нужна одна победа,
Одна на
всех, - мы за ценой не постоим.
Булат Окуджава
В Бостоне осень и осень в
Беслане.
Не до красот – убивают детей!
Нелюди в школе: вопят
мусульмане
И расправляются с тем, кто слабей.
Кто их родил, кто их дети и внуки
–
Этих зверей, всех готовых
взорвать?
Мир проходил уже эту науку,
Ненависть нас призывает опять.
Это не сон, не Москва в 41 – м, -
Осени краски, заштатный Беслан,
Вот где лечить свою душу и нервы
–
Где там! Глядит на меня
мальчуган:
-Может спасут? – с голубого
экрана.
Нет, не надейся: нельзя
отступать,
Станешь ты жертвой войны и обмана,
Не шевелись и не пробуй кричать.
Будешь разорван снарядом в
спортзале.
Станут тебя по больницам искать.
Кто-то ответит за это едва ли, -
Мы за ценой не привыкли
стоять.
5
сентября 2004 г.
* *
*
Октябрь уж наступил. Уж осень
отряхает
В Михайловском свои последние
листы.
А в Новой Англии природа
полыхает,
Сжигая к холодам шуршащие мосты.
Но мне не до картин, хоть бредил
Достоевский,
Что красота спасет наш
сумасшедший мир.
В Беслане не спасла. И бился
вопль детский,
И стены рушились, и чей-то пал
кумир.
Октябрь уж наступил. Поэзия с
позором
Сдает позиции террору и дерьму,
И каждый день отмечен сущим
вздором.
Кому нужны стихи? Наверно,
никому.
* * *
Бабье лето, индейское лето,
Ваша тихая роскошь давно
Стала только военной приметой
И, быть может, сюжетом в кино.
Вас сентябрь связал воедино,
Кровью жертв освятил навсегда,
И осенние ваши куртины
Означают, что в мире беда.
Бабье лето, индейское лето…
Дикари из пустынь и саванн
Раскачали, как лодку, планету,
Доживать уготовили нам.
А в Нью-Йорке хиповый
профессор,
Что по моде небрит и помят,
Нам внушает, что сам он агрессор
И взрывателей может понять.
Вот так осень! Окрашены листья
Кровью женщин и кровью детей.
Наши души от страха зависли
И от всех либеральных идей.
* * *
Я во дворянстве мещанин
А. Пушкин
Еврей «презренный» и
«сребролюбивый» -
У Пушкина другого нет.
А знал Еврей в черте Руси
глумливой,
Как поносил его поэт?
А почему? Что он поэту сделал,
Чем родине его он навредил?
Был Пушкин мещанин – совсем
несмелый, -
Сам эфиоп – он слабых не щадил.
Шел за молвой и – патриот
отменный –
Будь жид .- писал, - и это не
беда…
Конечно, он в поэзии был гений,
Но суть его мещанская видна.
* *
*
Гололед. Я скольжу, но не падаю,
И, как в детстве, с разгона
качусь.
Я метафорой здесь не обрадую:
Не каток моя жизнь, а чушь.
Я не жалуюсь, - констатирую,
-
Как свидетель в суде над собой,
-
Одержал я победу пиррову,
Стену пробуя головой.
Когда
б вы знали, из какого сора
Растут
стихи, не ведая стыда…
Анна Ахматова. 1940.
Как надоело, как противно всё:
Выстукивать разгневанные строчки,
Читать - чужие, ставя ни во что
Любительства пустые заморочки!
Поэты, дай им только власть,
Давно перестреляли бы друг друга.
Стихи – престранная напасть:
Сойдешь с ума или сопьешься с
круга.
А надо ведь ещё суметь и жить…
Когда б вы знали, из какого хлама
Растут стихи, желая воспарить
В эпоху торжествующего хама!
В подъездах настигают и казнят,
«Попса» поет, ей килеры внимают…
Пишу стихи я много лет подряд,
А для кого пишу – не понимаю.
2005 г.
* *
*
Сидели мы пред голубым экраном,
Какую-то смотрели чепуху,
Потом, зевнув, ушла ты в ванну,
А я налил себе чайку.
И в этот день всё было как
обычно:
В Испании взрывали поезда,
Сто человек погибших – так
привычно!
И «show»: голова отделена.
Я вздрогнул, отвернувшись от
экрана,
Ты, пахнущая свежестью, вошла,
Сказала: милый, ты проснешься
рано?
Зачем ты смотришь? Жизнь и так
пошла…
Мы спрятались друг в друге этой
ночью,
А мир взрывали, убивали, жгли.
Приснилось мне – бандит вопит
«короче!»,
Но защитить себя мы не
смогли.
2005 г.
* *
*
Позвонить бы – так номера нет,
Написать – так твой адрес утерян,
Передать бы хоть с кем-то привет…
А зачем? Что я вспомнить намерен?
Как нигде не могли устоять,
Как дыханьем твоим одурманен,
Я за счастье считал нависать
-
Бездыханный, на узком диване.
Мы любили как звери весной
На траве, на скамейке, в каюте,
Ты устало шептала «постой!» -
Как же правы мы были по сути!
Где-то мир жил отдельно от нас,
В нем свершались свои перемены.
Чей-то дом, сумасшедшая страсть
И на час нам одолжены стены.
Позвонить бы, напомнить о всем,
Устоявшийся быт растревожив
И минуты, что были вдвоем,
На пустые года перемножив.
2005
Там жили поэты, - и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Александр Блок.
Не услышать в тиши этой
мартовской ночи
Голоса всех ушедших, любивших
меня,
И молчит телефон у оставшихся
прочих:
Их на схватку с любимой подвигла
весна.
Не стесняйтесь, звоните, с весной
поздравляйте,
Даже ночью, когда от тоски не
уснуть,
Тишину без затей болтовней
заполняйте,
Смысл жизни своей не пытаясь
копнуть.
А хотите – так быстро ко мне
приезжайте
В час любой, с настроеньем
хорошим, плохим,
Почитаем стихи в паутине, на
сайте
И кто гений у нас, а кто бездарь
– решим.
За окном тает снег – мокрый,
бостонский, слабый.
Да, «там жили поэты», и тайно, в
тоске
Все так ждали признанья в
Нью-Йорке хотя бы,
Все мечтали, что лучше - в замерзшей Москве.
И на встречах каких-то в пустой
синагоге,
В магазине средь книг, золотых
корешков
Мы читаем стихи тем евреям
немногим,
Кто в Америке «русской» нас
слушать готов.
* *
*
Весна или осень – смотри в
календарь.
Сугробы промокли и сажей
покрылись,
И ливень стеной как последний
удар
Нас держит в квартирах, хоть мы
не просили.
Тоска забирает меня с головой,
Ну, что за причины? Туманы
растают
И вывод напросится самый простой
–
Безвременье в строчках я не наверстаю.
Цунами когда-то всё смоет к
чертям:
Все библиотеки и все галереи
И рады мы будем обычным вестям,
Что где-то торчат из воды
Пиренеи.
Зачем же мы пишем в азарте пустом
И в стол убираем от глаз
равнодушных
Стихи, не пригодные даже на лом,
Стихи, не сравнимые с хлебом
насущным?